Организация полноценного питания детей - сложный, многогранный и достаточно трудоемкий процесс. Состояние здоровья детей дошкольного возраста, их физическое развитие во многом определяется качеством питания.
Правильно организованное питание формирует у воспитанников: культурно-гигиенические навыки, полезные привычки, так называемое, рациональное пищевое поведение, закладывает основы культуры питания.
Работу по организации питания детей в группе необходимо строить согласно основным принципам организации рационального питания детей дошкольного возраста:
* строгое выполнение распорядка дня: времени и интервалов между приемами пищи
* соблюдение условий приема пищи и правил поведения ребенка во время еды;
* осуществление преемственности в организации питания в дошкольном учреждении и дома.
Как помочь детям приобрести уверенность и способность достойно вести себя в разнообразных ситуациях приема пищи и при этом почувствовать поддержку педагогов, увидеть желание детей следовать правилам, да и самим получать радость от успехов в этой работе?
Правильно звучит народная мудрость «Самый громкий барабан остается беззвучным, если в него не ударяют, самый умный человек остается невеждой, если его не обучают».
Необходимо формировать у детей понятия правильного питания, здорового образа жизни через все режимные процессы, все виды детской деятельности.
Подготовка помещения
Обязательным условием проведения процесса питания являются: чистое, проветренное помещение в соответствии с САНПиН.
Правильный подбор и расстановка мебели в соответствии возрастом и ростом детей. Столы и стулья должны соответствовать росту детей, с тем, чтобы ноги имели опору, а руками, согнутыми в локтях, дети могли бы, не поднимая плеч, свободно действовать приборами. За столом не должно быть тесно, иначе неудобное положение может вызвать у детей раздражение, конфликты между сидящими рядом.
Создание спокойной обстановки, отсутствие шума, суетливых движений взрослых и детей. Дети во время еды не должны чувствовать себя напряженно. Вполне допустимо, чтобы они общались друг с другом в связи с процессом питания. Но это не значит, что можно допустить излишний шум, болтливость, нарушающий общий порядок и спокойствие. Не нужно допускать, чтобы прием пищи превратился в поле битвы за хорошие манеры детей. Хорошие манеры приобретаются путем многократных упражнений. Можно использовать музыкальное сопровождение, для создания благоприятной обстановки.
Сервировка стола
Столы накрываются скатертью или салфеткой под каждый прибор, используются элементы украшения стола (вазочка с цветами), красивые подставки для бумажных салфеток, тем самым побуждая у детей аппетит, учитываются принципы цветового оформления. Тряпочные салфетки или скатерти необходимо сменять не реже двух раз в неделю, а в случае загрязнения и чаще, допустимо использование бумажных салфеток. Нарядно накрытый стол, как известно не только радует глаз, но и способствует хорошему настроению и добрым взаимоотношениям между воспитанниками. Стол сервируется приборами с учетом подаваемых блюд. Каждая группа должна иметь необходимую посуду и приборы в соответствии с возрастом детей: устойчивые чашки с блюдцами, небольшие по размеру глубокие и мелкие тарелки, приборы из нержавеющего металла – ложки чайные, столовые ложки, плоские вилки, неострые ножи (старшим детям). Чтобы не вызывать споров между детьми, желательно иметь посуду, одинаковую по форме и рисунку.
Организация дежурства, выполнение поручений
Дежурство – одна из форм организации детского труда, имеет большую воспитательную ценность и благотворно влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка. Это коллективный труд, в процессе которого дети договариваются о распределении обязанностей, работают быстро, слаженно и рационально. Дежурство по столовой имеет большое значение в воспитании детей - дежурные всегда выполняют работу, необходимую для окружающих, имеющую общественную значимость. Дети могу активно творить: например, украсить столы маленькими вазочками с цветами, красиво разместить бумажные салфетки в салфетницах. Дежурства и поручения организовываются в соответствии с требованиями образовательной области «Ребёнок и общество» раздела «Трудовая деятельность» учебной программы дошкольного образования.
Со второй младшей группы дети привлекаются к участию в подготовке процесса питания, выполняют простейшие поручения:правильно поставить к столам стульчики, на середину столов – тарелочки с хлебом, с правой стороны стоящих на столе тарелок разложить ложки (это задание детям удобнее выполнить, если они их держат в левой руке, а правой раскладываю).
Со средней группы дети начинают принимать регулярное участие в дежурствах. Детям четырёх лето дежурстве ежедневно утром напоминает воспитатель и предварительно рассказывает об обязанностях дежурных. Дежурные расставляют тарелки, каждую против стульчика, справа от них кладут ложки, вилки на середину стола ставят подставки для салфеток. Чашки ставятся так, чтобы ручка была с правой стороны.
Старшие дети должны сами твёрдо знать очерёдность своего дежурства и без напоминания приступать к нему. Дежурные первыми моют руки и надевают фартуки, головные уборы. Для дежурного ребёнка фартук не просто защита от загрязнения, а эмблема исполнителя ответственного задания. Покрой его должен быть простым, без особых украшений и соответствовать вкусу девочек и мальчиков. Старшие накрывают на стол в соответствии с меню, которое должно быть им известно от воспитателя.
Воспитатель проверяет выполнение дежурными их работы, делает соответствующую оценку, привлекая к ней детей, которые постепенно приучаются критически относиться не только к работе товарищей, но и к своей.
Привитие детям культурно – гигиенических навыков
Детям, которые дежурят по столовой (выполняют поручения) нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.
Оформление блюд
Ребенка - дошкольника интересует не только, что он ест, но и как выглядит пища, как она подана, сколько ее, насколько она ароматна и т.д. Он весьма чутко прислушивается не только к разговорам взрослых о тех или иных блюдах, но и к мнению своих сверстников, поэтому никогда взрослый не должен позволять себе выражать вслух негативное отношение к продуктам питания. Еда должна быть не только вкусной, но и аппетитной, внешне привлекательной. Перед едой воспитатель проговаривает названия блюд, говорит о компонентах блюда. Желательно подачу каждого блюда сопровождать «сообщением» о том, как надо правильно его есть. В чем его основная польза, кто его любит и т.д., выражать уверенность, что все дети хорошо справятся с ним и оценивать результат.
«Презентация» блюд
Педагогу необходимо каждый день находить слова, примеры, раскрывающие перед ребенком пользу (или ее отсутствие) того или иного блюда, продукта. Эти рассказы должны быть краткими, простыми и яркими, например: «Сегодня мы узнали, как вы подросли, а ведь это молоко (кефир, творог, рыба) помогло вам»; «На прогулке вы бегали очень хорошо – это все овсяная каша»; «Съедим салат из свеклы, и ваши щеки будут красивыми, румяными» и т.д.
Как ни один бытовой процесс, питание требует выполнения целого ряда правил культурного поведения. Воспитание у детей этих навыков необходимо начинать с младшего возраста. И требования должны быть едины и в детском саду, и в семье.
Приведя в порядок свой костюм, вымыв руки, а иногда лицо, дети, тихо отодвинув стулья, садятся за столы и, не дожидаясь указания воспитателя, принимаются за еду. Воспитатель следит, чтобы дети садились прямо, немного склонив голову над едой.
Обычно во время еды обе руки у ребёнка заняты: одной он действует с прибором, другой держит хлеб. Но, если даже одна рука свободна, кисть руки надо держать на столе, чтобы не допустить непра-вильного положения корпуса ребёнка. Надо следить, чтобы дети не ставили локти на стол, это некрасиво и мешает соседям. В два года, если ребёнок ест самостоятельно, его приучают правильно держать ложку в правой руке, за середину ручки. Между тремя пальцами – средним, указательным и большим. А не в кулаке; подносить ложку ко рту не узким концом, а ближе к боковой части, слегка наклонять ложку, следить, чтобы дети не всасывали пищу, а действовали губами.
На четвёртом году дети привыкают, есть аккуратно, не пачкая одежды. Следует приучать вытирать рот салфетками не только после еды, но и в процессе еды, если возникнет необходимость. Нельзя допускать, чтобы дети вытирали рот рукой. В этом же возрасте дети получают вилки, причём им надо показывать различные приёмы пользования ими:
- Кусочки мяса, рыбы, макароны надо накалывать, держа вилку наклонно (придерживая сверху указательным пальцем);
- чтобы подобрать гарнир – рис, вермишель, пюре, вилку держать вогнутой стороной вверх и действовать как ложкой;
- котлеты, запеканки, пудинги – ребро вилки отделять небольшие куски постепенно, по мере того как съедена предыдущая порция. Если кушанье предварительно будет размельчено, оно быстро остынет и приобретёт неприятный внешний вид.
- кусочком хлеба в левой руке дети должны придерживать кушанье.
На пятом году детей приучают пользоваться ножом, при этом держать его надо в правой руке, а вилку переложить в левую. Ножом дети разрезают огурец, помидор, яблоко, кусок мяса, сосиски. Надо следить, чтобы дети не заменяли вилку ножом, не брали бы его в рот, не облизывали.
Детей надо приучать:
- есть суп, беря ложкой жидкость вместе с заправкой, а не поочерёдно - вначале густое, а затем жидкое или наоборот.
- вторые мясные и рыбные блюда необходимо есть также, чередуя с гарниром;
- третье блюдо – кисели, компоты – следует подавать в чашках с блюдцами и чайными ложками (надо приучать детей из компота съедать фрукты вместе с сиропом); младшие дети косточки от компота кладут на блюдца, старшие – вначале на ложку, поднося её ко рту, а затем перекладывают на блюдце; нельзя допускать, чтобы дети раскалывали косточки и съедали зёрна слив, абрикосов, в них содержится вредная для здоровья синильная кислота.
В процессе еды воспитатель следит, охотно ли едят дети, соблюдают ли правила культурной еды. В случае необходимости надо следить кому-либо из детей необходимы указания, воспитатель подходит к ребёнку и , не привлекая внимания остальных, напоминает или показывает нужные действия. Все замечания должны быть конкретными. Для ребёнка мало понять указание воспитателя: «Ешь аккуратно». Если же он слышит: «Наклоняйся над тарелкой», «Не набирай на ложку много каши» - ребёнок сейчас же может выполнить эти действия. Если объяснения, напоминания относятся ко всей группе, воспитатель обращается ко всем детям. Но такие отвлечения детей от еды следует использовать как можно реже. Во время еды надо избегать неприятных разговоров, напоминаний о каких-то проступках детей, что может отрицательно повлиять на состояние аппетита и усвоение пищи. Некоторые вопросы, связанные с процессом питания, о дежурствах, о пользовании приборами, о поведении за столом, о том, из чего готовятся те или иные блюда, могут быть предметом специальных бесед и разговоров воспитателя с детьми не в часы приёма пищи.
Дети во время еды не должны чувствовать себя напряжённо, добиваться от них полного молчания ничем не оправдано. Вполне допустимо, чтобы они общались друг с другом в связи с процессом питания.
Но это не значит, что можно допустить излишний шум, болтливость, нарушающий общий порядок и спокойствие. Благожелательный тон, терпение и выдержка взрослых во время приёма пищи вызывают у детей положительное отношение к процессу питания и желание овладеть необходимыми для этого навыками.
Закончив есть, дети ставят использованную посуду стопкой посреди стола, сверху кладут приборы.
Дети групп средних и старших групп относят посуду на хозяйственный стол, воспитанникам вторых младших групп помогает помощник воспитателя. Нельзя допускать, чтобы дежурные, не закончив еду, приступали к выполнению своих обязанностей. В таких случаях надо привлечь в помощь кого-нибудь из детей.
Дети выходят из-за стола, благодарят взрослых и ставят стулья на место. Младшие выходят по мере окончания еды, старшие могут подождать товарищей, сидящих за одним столом, и одновременно с ними выйти.
Дежурные в старших группах после окончания еды используя метелку-сметку убирают с салфеток (скатертей) крошки.
Педагоги должны оказывать помощь родителям, знакомя их с примерным меню на неделю, принципом его составления, рецептами блюд, особенно тех, которые детям пришлись по вкусу, вести активную работу по пропаганде здорового питания, соблюдения правил столового этикета.
Литература:
1. Учебная программа дошкольного образования/ Министерство образования Республики Беларусь - Минск: НИО, 2019.- 480с.
2. Алексеева, А. С. Организация питания детей в дошкольном учреждении [Текст]: пособие для воспитателей детского сада / А. С. Алексеева, Л. В. Дружинина, К. Ладодо. – М.: Просвещение, 2011. – 210 с.
3. Учебно-методический журнал "Пралеска"№8, 2016
раскрыть » / « свернуть