Проблема готовности ребенка к школьному обучению рассматривается в первую очередь, как психологическая: приоритет отдается уровню развития мотивационно-потребностной сфере, произвольности психических процессов, операционных навыков, развитию тонкой моторики руки.
Одна лишь интеллектуальная готовность не обеспечивает успешного вхождения ребенка в учебную деятельность. Тем не менее, родители и воспитатели иногда считают, что подготовка сводится к обучению письму, счету. Специальные исследования показали, что дети, хорошо интеллектуально подготовленные к школе, зачастую плохо пишут, не выполняют правила введения тетрадей и испытывают целый ряд проблем. Некоторые родители ошибочно считают, что к определенному возрасту или при поступлении в школу автоматически должны сформироваться необходимые качества. Если это не случается, они начинают требовать от ребенка «быть добросовестным, внимательным» забывая о том, что эти качества формируются на протяжении всего дошкольного возраста.
Комплексная подготовка предполагает развитие не только интеллектуальной, но и эмоционально-личностной сферы, мотивационной, а также достижения определенного уровня физической зрелости.
Интеллектуальная зрелость- это умение выделять фигуру из фона, способность концентрировать внимание, способность устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умения воспроизводить образец, также развитие тонких движений рук и их координации.
Эмоциональная зрелость- это ослабление непосредственных, импульсивных реакций, умение длительно выполнять не очень привлекательную работу, т.е. развитие произвольности поведения.
Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя.
У ребенка должна быть сформирована внутренняя позиция школьника и адекватные ей познавательные и социальные мотивы учения, выражающиеся в отношении к школе, учебной деятельности, учителям и самому себе. При этом к главным мотивам не относятся внешние аксессуары школьной жизни, желание сменить обстановку. Важно, чтобы школа привлекала ребенка главной деятельностью – учением.
Выделяют 6 групп в структуре мотивов, так или иначе определяющих отношение будущих первоклассников к учению:
-социальные;
-учебно-познавательные;
-оценочные;
-позиционные;
-внешние по отношении к школе и учению;
-игровой мотив, неадекватно перенесенный в учебную деятельность.
Еще один компонент психологической готовности - новое отношение ребенка к себе самому как к школьнику. Будущее обучение должно вызывать у него чувство гордости, ощущение необходимости той полезной деятельности, которой предстоит заниматься в школе.
Помимо этого у будущего школьника должна быть развита волевая сфера.
Если ребенок:
-умеет планировать собственные действия;
-способен напряженно трудится;
-умеет управлять своим поведением, умственной деятельностью - то у него сформирована волевая готовность к школе.
Психологические особенности возраста, способствующие успешному обучению в школе:
- Мышление - наглядно-образное;
- Взрослый интересен как источник информации, учитель;
- Сверстник интересен как партнер по сюжетной игре;
- Высока потребность в общении со сверстниками, в принятии и признании с их стороны;
- Может связно изложить мысль, пересказать сюжет, описать объект, явление;
- Эмоциональная сфера стабильна;
- Формируется образ себя реального и потенциального( в будущем), осознания причастности к широким сообществам – стране, этносу;
- Объект познания – учебный предмет;
- Способ познания – многократное повторение;
- Внимание, память – произвольны.
К 6–7-и годам ребенок должен знать:
свой адрес и название города, в котором он живет;
название страны и ее столицы;
имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
времена года, их последовательность и основные признаки;
названия месяцев, дней недели;
основные виды деревьев и цветов.
ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери.
Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.
Характеристика неготового ребенка к школе, которая заключается в следующем:
чрезмерная игривость;
недостаточная самостоятельность;
импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;
неумение общаться со сверстниками;
трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса;
неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;
низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;
плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);
недостаточное развитие произвольной памяти;
задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).
Родители могут помочь своему ребенку в этот непростой период их жизни.
Есть несколько правил, которыми они должны руководствоваться:
Правило 1.
Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6–7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.
Правило 2.
Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10–15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10–15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.
Правило 3.
Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день — так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.
Правило 4.
Если вы хотите, чтобы вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите ребенка. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.
Проблема готовности ребенка к школьному обучению рассматривается в первую очередь, как психологическая: приоритет отдается уровню развития мотивационно-потребностной сфере, произвольности психических процессов, операционных навыков, развитию тонкой моторики руки.
Одна лишь интеллектуальная готовность не обеспечивает успешного вхождения ребенка в учебную деятельность. Тем не менее, родители и воспитатели иногда считают, что подготовка сводится к обучению письму, счету. Специальные исследования показали, что дети, хорошо интеллектуально подготовленные к школе, зачастую плохо пишут, не выполняют правила введения тетрадей и испытывают целый ряд проблем. Некоторые родители ошибочно считают, что к определенному возрасту или при поступлении в школу автоматически должны сформироваться необходимые качества. Если это не случается, они начинают требовать от ребенка «быть добросовестным, внимательным» забывая о том, что эти качества формируются на протяжении всего дошкольного возраста.
Комплексная подготовка предполагает развитие не только интеллектуальной, но и эмоционально-личностной сферы, мотивационной, а также достижения определенного уровня физической зрелости.
Интеллектуальная зрелость- это умение выделять фигуру из фона, способность концентрировать внимание, способность устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умения воспроизводить образец, также развитие тонких движений рук и их координации.
Эмоциональная зрелость- это ослабление непосредственных, импульсивных реакций, умение длительно выполнять не очень привлекательную работу, т.е. развитие произвольности поведения.
Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя.
У ребенка должна быть сформирована внутренняя позиция школьника и адекватные ей познавательные и социальные мотивы учения, выражающиеся в отношении к школе, учебной деятельности, учителям и самому себе. При этом к главным мотивам не относятся внешние аксессуары школьной жизни, желание сменить обстановку. Важно, чтобы школа привлекала ребенка главной деятельностью – учением.
Выделяют 6 групп в структуре мотивов, так или иначе определяющих отношение будущих первоклассников к учению:
-социальные;
-учебно-познавательные;
-оценочные;
-позиционные;
-внешние по отношении к школе и учению;
-игровой мотив, неадекватно перенесенный в учебную деятельность.
Еще один компонент психологической готовности - новое отношение ребенка к себе самому как к школьнику. Будущее обучение должно вызывать у него чувство гордости, ощущение необходимости той полезной деятельности, которой предстоит заниматься в школе.
Помимо этого у будущего школьника должна быть развита волевая сфера.
Если ребенок:
-умеет планировать собственные действия;
-способен напряженно трудится;
-умеет управлять своим поведением, умственной деятельностью - то у него сформирована волевая готовность к школе.
Психологические особенности возраста, способствующие успешному обучению в школе:
- Мышление - наглядно-образное;
- Взрослый интересен как источник информации, учитель;
- Сверстник интересен как партнер по сюжетной игре;
- Высока потребность в общении со сверстниками, в принятии и признании с их стороны;
- Может связно изложить мысль, пересказать сюжет, описать объект, явление;
- Эмоциональная сфера стабильна;
- Формируется образ себя реального и потенциального( в будущем), осознания причастности к широким сообществам – стране, этносу;
- Объект познания – учебный предмет;
- Способ познания – многократное повторение;
- Внимание, память – произвольны.
К 6–7-и годам ребенок должен знать:
свой адрес и название города, в котором он живет;
название страны и ее столицы;
имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
времена года, их последовательность и основные признаки;
названия месяцев, дней недели;
основные виды деревьев и цветов.
ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери.
Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.
Характеристика неготового ребенка к школе, которая заключается в следующем:
чрезмерная игривость;
недостаточная самостоятельность;
импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;
неумение общаться со сверстниками;
трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса;
неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;
низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;
плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);
недостаточное развитие произвольной памяти;
задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).
Родители могут помочь своему ребенку в этот непростой период их жизни.
Есть несколько правил, которыми они должны руководствоваться:
Правило 1.
Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6–7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.
Правило 2.
Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10–15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10–15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.
Правило 3.
Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день — так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.
Правило 4.
Если вы хотите, чтобы вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите ребенка. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.
Проблема готовности ребенка к школьному обучению рассматривается в первую очередь, как психологическая: приоритет отдается уровню развития мотивационно-потребностной сфере, произвольности психических процессов, операционных навыков, развитию тонкой моторики руки.
Одна лишь интеллектуальная готовность не обеспечивает успешного вхождения ребенка в учебную деятельность. Тем не менее, родители и воспитатели иногда считают, что подготовка сводится к обучению письму, счету. Специальные исследования показали, что дети, хорошо интеллектуально подготовленные к школе, зачастую плохо пишут, не выполняют правила введения тетрадей и испытывают целый ряд проблем. Некоторые родители ошибочно считают, что к определенному возрасту или при поступлении в школу автоматически должны сформироваться необходимые качества. Если это не случается, они начинают требовать от ребенка «быть добросовестным, внимательным» забывая о том, что эти качества формируются на протяжении всего дошкольного возраста.
Комплексная подготовка предполагает развитие не только интеллектуальной, но и эмоционально-личностной сферы, мотивационной, а также достижения определенного уровня физической зрелости.
Интеллектуальная зрелость- это умение выделять фигуру из фона, способность концентрировать внимание, способность устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умения воспроизводить образец, также развитие тонких движений рук и их координации.
Эмоциональная зрелость- это ослабление непосредственных, импульсивных реакций, умение длительно выполнять не очень привлекательную работу, т.е. развитие произвольности поведения.
Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя.
У ребенка должна быть сформирована внутренняя позиция школьника и адекватные ей познавательные и социальные мотивы учения, выражающиеся в отношении к школе, учебной деятельности, учителям и самому себе. При этом к главным мотивам не относятся внешние аксессуары школьной жизни, желание сменить обстановку. Важно, чтобы школа привлекала ребенка главной деятельностью – учением.
Выделяют 6 групп в структуре мотивов, так или иначе определяющих отношение будущих первоклассников к учению:
-социальные;
-учебно-познавательные;
-оценочные;
-позиционные;
-внешние по отношении к школе и учению;
-игровой мотив, неадекватно перенесенный в учебную деятельность.
Еще один компонент психологической готовности - новое отношение ребенка к себе самому как к школьнику. Будущее обучение должно вызывать у него чувство гордости, ощущение необходимости той полезной деятельности, которой предстоит заниматься в школе.
Помимо этого у будущего школьника должна быть развита волевая сфера.
Если ребенок:
-умеет планировать собственные действия;
-способен напряженно трудится;
-умеет управлять своим поведением, умственной деятельностью - то у него сформирована волевая готовность к школе.
Психологические особенности возраста, способствующие успешному обучению в школе:
- Мышление - наглядно-образное;
- Взрослый интересен как источник информации, учитель;
- Сверстник интересен как партнер по сюжетной игре;
- Высока потребность в общении со сверстниками, в принятии и признании с их стороны;
- Может связно изложить мысль, пересказать сюжет, описать объект, явление;
- Эмоциональная сфера стабильна;
- Формируется образ себя реального и потенциального( в будущем), осознания причастности к широким сообществам – стране, этносу;
- Объект познания – учебный предмет;
- Способ познания – многократное повторение;
- Внимание, память – произвольны.
К 6–7-и годам ребенок должен знать:
свой адрес и название города, в котором он живет;
название страны и ее столицы;
имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
времена года, их последовательность и основные признаки;
названия месяцев, дней недели;
основные виды деревьев и цветов.
ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери.
Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.
Характеристика неготового ребенка к школе, которая заключается в следующем:
чрезмерная игривость;
недостаточная самостоятельность;
импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;
неумение общаться со сверстниками;
трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса;
неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;
низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;
плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);
недостаточное развитие произвольной памяти;
задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).
Родители могут помочь своему ребенку в этот непростой период их жизни.
Есть несколько правил, которыми они должны руководствоваться:
Правило 1.
Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6–7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.
Правило 2.
Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10–15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10–15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.
Правило 3.
Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день — так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.
Правило 4.
Если вы хотите, чтобы вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите ребенка. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.
Проблема готовности ребенка к школьному обучению рассматривается в первую очередь, как психологическая: приоритет отдается уровню развития мотивационно-потребностной сфере, произвольности психических процессов, операционных навыков, развитию тонкой моторики руки.
Одна лишь интеллектуальная готовность не обеспечивает успешного вхождения ребенка в учебную деятельность. Тем не менее, родители и воспитатели иногда считают, что подготовка сводится к обучению письму, счету. Специальные исследования показали, что дети, хорошо интеллектуально подготовленные к школе, зачастую плохо пишут, не выполняют правила введения тетрадей и испытывают целый ряд проблем. Некоторые родители ошибочно считают, что к определенному возрасту или при поступлении в школу автоматически должны сформироваться необходимые качества. Если это не случается, они начинают требовать от ребенка «быть добросовестным, внимательным» забывая о том, что эти качества формируются на протяжении всего дошкольного возраста.
Комплексная подготовка предполагает развитие не только интеллектуальной, но и эмоционально-личностной сферы, мотивационной, а также достижения определенного уровня физической зрелости.
Интеллектуальная зрелость- это умение выделять фигуру из фона, способность концентрировать внимание, способность устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умения воспроизводить образец, также развитие тонких движений рук и их координации.
Эмоциональная зрелость- это ослабление непосредственных, импульсивных реакций, умение длительно выполнять не очень привлекательную работу, т.е. развитие произвольности поведения.
Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя.
У ребенка должна быть сформирована внутренняя позиция школьника и адекватные ей познавательные и социальные мотивы учения, выражающиеся в отношении к школе, учебной деятельности, учителям и самому себе. При этом к главным мотивам не относятся внешние аксессуары школьной жизни, желание сменить обстановку. Важно, чтобы школа привлекала ребенка главной деятельностью – учением.
Выделяют 6 групп в структуре мотивов, так или иначе определяющих отношение будущих первоклассников к учению:
-социальные;
-учебно-познавательные;
-оценочные;
-позиционные;
-внешние по отношении к школе и учению;
-игровой мотив, неадекватно перенесенный в учебную деятельность.
Еще один компонент психологической готовности - новое отношение ребенка к себе самому как к школьнику. Будущее обучение должно вызывать у него чувство гордости, ощущение необходимости той полезной деятельности, которой предстоит заниматься в школе.
Помимо этого у будущего школьника должна быть развита волевая сфера.
Если ребенок:
-умеет планировать собственные действия;
-способен напряженно трудится;
-умеет управлять своим поведением, умственной деятельностью - то у него сформирована волевая готовность к школе.
Психологические особенности возраста, способствующие успешному обучению в школе:
- Мышление - наглядно-образное;
- Взрослый интересен как источник информации, учитель;
- Сверстник интересен как партнер по сюжетной игре;
- Высока потребность в общении со сверстниками, в принятии и признании с их стороны;
- Может связно изложить мысль, пересказать сюжет, описать объект, явление;
- Эмоциональная сфера стабильна;
- Формируется образ себя реального и потенциального( в будущем), осознания причастности к широким сообществам – стране, этносу;
- Объект познания – учебный предмет;
- Способ познания – многократное повторение;
- Внимание, память – произвольны.
К 6–7-и годам ребенок должен знать:
свой адрес и название города, в котором он живет;
название страны и ее столицы;
имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
времена года, их последовательность и основные признаки;
названия месяцев, дней недели;
основные виды деревьев и цветов.
ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери.
Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.
Характеристика неготового ребенка к школе, которая заключается в следующем:
чрезмерная игривость;
недостаточная самостоятельность;
импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;
неумение общаться со сверстниками;
трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса;
неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;
низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;
плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);
недостаточное развитие произвольной памяти;
задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).
Родители могут помочь своему ребенку в этот непростой период их жизни.
Есть несколько правил, которыми они должны руководствоваться:
Правило 1.
Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6–7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.
Правило 2.
Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10–15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10–15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.
Правило 3.
Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день — так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.
Правило 4.
Если вы хотите, чтобы вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите ребенка. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.
Проблема готовности ребенка к школьному обучению рассматривается в первую очередь, как психологическая: приоритет отдается уровню развития мотивационно-потребностной сфере, произвольности психических процессов, операционных навыков, развитию тонкой моторики руки.
Одна лишь интеллектуальная готовность не обеспечивает успешного вхождения ребенка в учебную деятельность. Тем не менее, родители и воспитатели иногда считают, что подготовка сводится к обучению письму, счету. Специальные исследования показали, что дети, хорошо интеллектуально подготовленные к школе, зачастую плохо пишут, не выполняют правила введения тетрадей и испытывают целый ряд проблем. Некоторые родители ошибочно считают, что к определенному возрасту или при поступлении в школу автоматически должны сформироваться необходимые качества. Если это не случается, они начинают требовать от ребенка «быть добросовестным, внимательным» забывая о том, что эти качества формируются на протяжении всего дошкольного возраста.
Комплексная подготовка предполагает развитие не только интеллектуальной, но и эмоционально-личностной сферы, мотивационной, а также достижения определенного уровня физической зрелости.
Интеллектуальная зрелость- это умение выделять фигуру из фона, способность концентрировать внимание, способность устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умения воспроизводить образец, также развитие тонких движений рук и их координации.
Эмоциональная зрелость- это ослабление непосредственных, импульсивных реакций, умение длительно выполнять не очень привлекательную работу, т.е. развитие произвольности поведения.
Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя.
У ребенка должна быть сформирована внутренняя позиция школьника и адекватные ей познавательные и социальные мотивы учения, выражающиеся в отношении к школе, учебной деятельности, учителям и самому себе. При этом к главным мотивам не относятся внешние аксессуары школьной жизни, желание сменить обстановку. Важно, чтобы школа привлекала ребенка главной деятельностью – учением.
Выделяют 6 групп в структуре мотивов, так или иначе определяющих отношение будущих первоклассников к учению:
-социальные;
-учебно-познавательные;
-оценочные;
-позиционные;
-внешние по отношении к школе и учению;
-игровой мотив, неадекватно перенесенный в учебную деятельность.
Еще один компонент психологической готовности - новое отношение ребенка к себе самому как к школьнику. Будущее обучение должно вызывать у него чувство гордости, ощущение необходимости той полезной деятельности, которой предстоит заниматься в школе.
Помимо этого у будущего школьника должна быть развита волевая сфера.
Если ребенок:
-умеет планировать собственные действия;
-способен напряженно трудится;
-умеет управлять своим поведением, умственной деятельностью - то у него сформирована волевая готовность к школе.
Психологические особенности возраста, способствующие успешному обучению в школе:
- Мышление - наглядно-образное;
- Взрослый интересен как источник информации, учитель;
- Сверстник интересен как партнер по сюжетной игре;
- Высока потребность в общении со сверстниками, в принятии и признании с их стороны;
- Может связно изложить мысль, пересказать сюжет, описать объект, явление;
- Эмоциональная сфера стабильна;
- Формируется образ себя реального и потенциального( в будущем), осознания причастности к широким сообществам – стране, этносу;
- Объект познания – учебный предмет;
- Способ познания – многократное повторение;
- Внимание, память – произвольны.
К 6–7-и годам ребенок должен знать:
свой адрес и название города, в котором он живет;
название страны и ее столицы;
имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
времена года, их последовательность и основные признаки;
названия месяцев, дней недели;
основные виды деревьев и цветов.
ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери.
Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.
Характеристика неготового ребенка к школе, которая заключается в следующем:
чрезмерная игривость;
недостаточная самостоятельность;
импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;
неумение общаться со сверстниками;
трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса;
неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;
низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;
плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);
недостаточное развитие произвольной памяти;
задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).
Родители могут помочь своему ребенку в этот непростой период их жизни.
Есть несколько правил, которыми они должны руководствоваться:
Правило 1.
Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6–7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.
Правило 2.
Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10–15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10–15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.
Правило 3.
Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день — так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.
Правило 4.
Если вы хотите, чтобы вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите ребенка. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.
раскрыть » / « свернуть